Концерт ожидался с большим энтузиазмом. Во-первых, я только что закончил слушать новый альбом Океана Dolce Vita, который меня сильно впечатлил. Во-вторых, концерт 2003-го года был настолько хорош, что просто хотелось пережить те ощущения еще раз. Конечно с тех пор состав кардинально изменился, и я ожидал относительно спокойного представления с большим, чем раньше, уклоном в рок. Но оказалось, что задор никуда не делся, а публика по-прежнему неистовствует. При этом получается такая картинка, которая в наших широтах встречается очень редко, даже на концертах западных групп. Но обо всем по порядку.
Концерт проходил во Дворце Спорта, как и 7 лет назад. Как всегда из десятка створок дверей было открыто по одной на каждое из трех крылец. Из-за этого образовалась традиционная давка. С давкой на концерте Раммштайна в Киеве ее сравнивать сложно, да и ощущения были совсем другие. Там главный вопрос, который волновал каждого был “как попасть вовнутрь ничего себе не сломав и не порвав”. Теперь же мое внимание сконцентрировалось на публике. Вот впереди стоит группа молодых людей. Они не сильно спешат оказаться в эпицентре давки, за что получают ехидные комментарии от самых нетерпеливых. А нетерпеливые в свою очередь воспринимают происходящее как некоторый аттракцион и периодически провоцируют толпу на активные действия криками о том, что концерт уже начинается или пускают без очереди. Конечно смешно, когда людям мнут бока ни за что. Еще смешнее наблюдать за этим со стороны. Но как говорила Масяня “знаешь сколько в мире козлов? куда ж без них?” Поэтому мы не обращаем на них внимания и медленно, но уверенно двигаемся вперед. Ближе ко входу, когда давка обретает реальные очертания, я наблюдаю еще одну прекрасную картину. Пара немолодых людей за 50 лет каждый усердно орудует локтями и корпусом, пробиваясь ко входу. Женщина выглядит как типичный преподаватель или другой ответственный работник. Мужчину идентифицировать сложнее, но видно, что он тоже не вагоны разгружает. В общем интеллигенция, как бы. Теперь вопрос: на кой представительным людям, у которых пенсия не за горами вести себя, как быкующие малолетки? Ведь концерт без них все равно не начался бы. На свои места они успели бы в любом случае. То есть никакой выгоды, кроме осознания, что ты прошел раньше других, нет. У меня нет ответа на этот вопрос. Остается только перед глазами образ глуповато-хамовитых людей, которые должны быть примером подрастающему поколению... М-да...
Простояв 40 минут в толпе, мы попадаем вовнутрь. Спокойно занимаем свои места и ждем еще пол-часа начала концерта. Все время ожидания меня занимаем вопрос освещения зала. Солнце как раз садилось и яркие лучи били прямо в окна под крышей Дворца. А окна были занавешены тряпками, но не плотно: тряпки провисали и оставляли неприятное впечатление вместе с уймой возможностей для попадания света внутрь. Меня это все настораживает. Как же можно устраивать шоу, использую освещение, если не удается убрать лишний свет с улицы. Вопрос не праздный, поскольку сцена в таком освещении выглядела мягко говоря не выигрышно. Но сомнения остались позади после начала концерта. Все внимание ушло на песни, и только спустя какое-то время я заметил, что внешний свет сильно ослаб. Может это и было настоящей причиной задержки концерта больше, чем на час? Дождаться темноты и только тогда выйти на сцену? Вряд ли Океан стал бы повторять аналогичный “подвиг” Deep Purple, но первым пришло в голову именно такое объяснение.
Традиционно, один из самых волнующих моментов - это выход группы на сцену. В этот было интересно наблюдать за тем, как на сцену выходил гитарист Петр Чернявский. Вел он себя при этом так, будто это он главный любимец публики, а не Святослав Вакарчук. Публика его дефиле встретила одобрительно, чем укрепила мое мнение, что Петя стал вторым по величине шоуменом группы. В дальнейшем он это несколько раз демонстрировал, по-пижонски исполняя гитарные партии. Странно было видеть на нем короткие шорты и кеды в сочетании с мощной бородой. Видно, это часть образа: немного несуразный, но жутко обаятельный музыкант.
А потом раздались звуки Там де нас нема и понеслася! На сцену выскочил Вакарчук, и все внимание переключилось на него. Меня поразила его подвижность и непосредственность. Когда смотришь на него в клипах, то создается образ серьезного и вдумчивого музыканта. Но на концерте тебя встречает озорной мальчишка, который забыл про свои 35 лет, скачет по сцене и виляет бедрами. Я сначала не мог смириться с такой разницей образов, но потом привык, хотя выглядело подобное кривляние все равно смешно. К счастью, это было не главное. Волшебная музыка сглаживала все шероховатости и не давала отвлекаться на мелочи.
Репертуар у Океана такой огромный и разнообразный, что 2 часа пролетели незаметно. Публика исполняла вместе с группой практически все песни. И давно известные, и свежеизданные на альбоме Dolce Vita. Только народ оттянулся под старую, как сама группа, Там де нас нема, как на смену ей пришла новинка Онлайн. После Більше для нас идет Сьогодні, а Коли тебе нема сменяет На лінії вогню. Основная часть концерта прошла на ура. Складывается впечатление, что группа исполняет только хиты - такое влияние на публику оказывают исполняемые песни. Даже драматичная На лінії вогню с нового альбома исполняется всем залом, хотя Вакарчук во вступлении к ней сказал, что не уверен, знают ли присутствующие эту песню. Публика развеяла все сомнения. Она хорошо знала все песни Океана с трех нот. В такой ситуации оставалось только импровизировать, что создать элемент неожиданности. Так Вакарчук поступил со вступлением к песне Друг, несколько минут исполняя какие-то странные напевы. Вместе с инструментальным сопровождением получалась очень красиво и непривычно. Под такую музыку можно было впасть в транс, если бы она длилась немного дольше.
Первый выход на бис получился несколько смазанным из-за кошмарного исполнения Без бою. Вакарчук пел ее будто в пол силы. Из-за этого грандиозный тв-хит превратился в нечто серое и размывчатое. К счастью на смену этим страданиям пришла Я так хочу, не оставляющая сомнения, что исполнение предыдущей песни было всего лишь досадным недоразумением. И 911 на закуску.
Народ потянулся к выходу, несмотря на то, что было очевидно, что второй выход на бис тоже будет. Так и произошло. Группа исполнила красивую и трогательную Небо над Дніпром, а зал сопровождал песню волнами из рук. После этого любовь к родине сменилась любовью к рок-н-роллу, и наступило время песни Ото була весна. Под нее не танцевал только ленивый. Энергия била со сцены ключом, будто концерт происходит не в 21-м веке, а в 70-х годах прошлого века - в эпоху расцвета рока. Словами невозможно описать эти 10 минут безумного драйва. Настоящий рок-н-ролл!
После этого уставшая публика еще сильнее потянулась к выходу. Но я решил дождаться, когда в зале включат свет и только тогда уходить. И оказался прав: группа в третий раз вышла на бис! Что могло быть лучше в этот момент, чем исполнение песни Дякую? Логичное завершение грандиозного концерта, когда музыканты и публика, благодаря друг друга за прекрасный вечер.
На этом все закончилось. В памяти остался концерт, на котором я пережил незабываемые ощущения драйва и наслаждения роком. Приятно, что у нас есть группа, способная выдавать такие шоу. Спасибо вам!