Исполнитель: Iron Maiden
Жанр: Heavy-metal, NWOBHM
Год: 2010
Страна: Великобритания

Список песен:
1. Satellite 15... The Final Frontier
2. El Dorado
3. Mother of Mercy
4. Coming Home
5. The Alchemist
6. Isle of Avalon
7. Starblind
8. The Talisman
9. The Man Who Would Be King
10. When the Wild Wind Blows

The Final Frontier (Teaser)


El Dorado (Live)

The Final Frontier

Долгожданный альбом Iron Maiden не сразил наповал, а заставил крепко задуматься. Что-то побудило отцов-основателей современного хэви-метала записать творение, в котором скоростные мейдоновские мелодии отходят на второй план, а на первый выходит лирика. Все песни второй половины альбома начинаются с медленных вступлений. Подход известный, но обычно он применяется к одной-двум песням на альбоме. А здесь половина альбома выполнена в таком стиле. Новое слово в метале?

Нельзя сказать, что это плохо или хорошо. Это по-другому. Люди к таким мейденам не привыкли, поэтому на этом альбоме приходится открывать для себя группу заново. Я считаю, что это огромный плюс для группы, если на 4-м десятке лет своего существования она способна удивлять слушателей новой музыкой. Насколько она на самом деле новая сказать сложно. По отдельности все это мы слышали уже не раз. Только вступительная Sattelite 15 что-то совсем новое для мейденов. Она сразу придает альбому свежее звучание, и это ощущение остается до самого конца.

Научно фантастический стиль альбома сразу вызывает ассоциации с альбомом 1986-го года Somewhere In Time. Звучание это подтверждает. Более приземленные мелодии и манера игры уступают место не то чтобы сложным, но завораживающим приемам. Разумеется, встречается это не во всех песнях. После неземной Sattelite 15 сразу следует хитовая The Final Frontier, более подходящая к репертуару Дио. Такое ощущение возникает часто, когда группа замедляет темп и начинает играть в более хардовом стиле. На мой взгляд, это главный хит альбома. Песня не сложная, ритмичная, легко запоминающаяся, и у нее нет на альбоме конкурентов в этом плане. Следующая за ней El Dorado не имеет такого простого припева, к тому же в ней звучат непривычные для группы гитары. Такая манера свойственна старому доброму трешу, но не мейденам. Возможно, этим песня и будет интересна. Но ничего особенного в ней не слышно. Добротный метал, не более. Дальше идут 2 неспешные песни, которыми группа готовит слушателя ко второй половине альбома. Раньше такие песни встретились бы ближе к концу альбома, как Journeyman на Dance if Death. А здесь слушателя расслабляют практически в самом начале. Потом на четыре минуты двадцать девять секунд появляется классический быстрый темп в The Alchemist, но ему на смену приходит эпический Isle of Avalon, и стиль уже не меняется до конца альбома. Все 5 последних песен начинаются с медленных проигрышей. Каждый имеет свой оттенок, напоминая то Fear of the Dark, то постаревших Jethro Tull, но общий подход не меняется.

Альбому с первых же недель сопутствует грандиозный коммерческий успех. В Британии и еще 2-х десятках стран он сразу забрался на первое место хит-парадов. В США забрался на 4-е место главного чарта Биллборда. Правда как в Британии, так и в США Еминем его уже обошел, но зато показательно, что метал может на равных бороться к попсой. Критики расхваливают The Final Frontier на все лады, выставляя ему высокие балы. Самыми сдержанными оказались ребята из AllMusic, поставив альбому 3.5 баллов из 5.

Заслуживает ли альбом такого успеха? Я в этом честно сомневаюсь. Обычный слушатель, не фанатеющий от метала, может найти для себя пару-тройку интересных мелодий, но такой контингент вряд ли заинтересуется всем альбомом. Фанаты метала услышат много непривычного для себя на альбоме и могут заставить себя вникнуть в альбом только под влиянием магии имени Великой Группы. Но любая грамотная критика им быстро раскроет глаза и заставит изменить свое мнение. Единственная категория слушателей, которая с боем или с восхищением будет альбом слушать и переслушивать, это фанаты самой группы. Для них откроется сторона творчества, невиданная до сих пор.

Музыка изменила свое направление и теперь классические приемы отодвинуты на второй план. Для того, чтобы вникнуть в композиции требуется больше времени, чем раньше. Готов ли каждый слушатель тратить на это свое время? И где гарантия, что это будет того стоить? Ведь прог-роковая составляющая никогда не была сильной стороной группы. А теперь она правит бал. Тогда надо сравнивать альбом не с предыдущими альбомами группы, а с работами в этом жанре. И еще неизвестно какое место займет The Final Frontier при таком подходе.

Подводя итоги, скажу, что альбом получился сильным, но спорным, как и любой эксперимент. Хвалебные отзывы и высокие позиции в чартах вызывают у меня легкое недоумение, поскольку альбом очень непростой. По моему мнению по уровню он уступает классическим альбомам 80-х, но является одним из лучших наряду с Dance of Death в 2000-х годах. Рекомендую прослушать всем меломанам, которые его еще не слышали.