Концерт Гари Мура в Харькове 8 октября 2010 года

Ожидания концерта

Про желание отдельных харьковских музыкальных деятелей привезти в город Гари Мура я слышал еще в 1996-м году. Тогда эти слухи казались чем-то фантастическим: западные рок-звезды к нам тогда еще не приезжали вообще. Но время шло, а Мур в Харькове все не появлялся. И только сейчас в 2010-м году состоялся приезд легендарного музыканта. В 90-е годы его приезд вызвал бы дикий ажиотаж, но сейчас концерт прошел практически незаметно. Достаточно посмотреть на афиши перед концертом - Гари Мур скромно затесался в нижнем углу.

Судя по афишам, программа называется The Best. А что у Мура лучшее в репертуаре? Конечно, Still Got The Blues, Pretty Woman и прочие блюз-роковые песни начала 90-х годов. Так ответил бы любой украинец живший в то время. С остальным творчеством Мура знакомы только меломаны. Рок-музыка Мура 70-х и 80-х, а так же переход к блюз-року в 90-х и 2000-х тоже несомненно хороши и представляют интерес, но пик карьеры пришелся на период Still Got The Blues. Это просто факт, и бессмысленно спорить, что были отличные песни до Блюза, и после. Да, были, но песни начала 90-х все равно стоят особняком. Логично было предположить, что концерт будет состоять из рок-песен и блюз-рок песен. Известных блюз-рок хитов на весь концерт не хватило бы, поэтому их надо было бы обязательно дополнить рок-песнями 70-80-х и блюзами 2000-х. Итого, в моем воображении получалась программа, которой 30% рока, преимущественно вначале, и 30% блюза, в основном в середине, и стилготзеблюзовые хиты в конце. Получалось идеально. С таким радостным предвкушением действа я и отправился на концерт.

Перед концертом

Концерт проходил во Дворце Спорта, который еще помнит июньское сумасшествие Океана Ельзи. Было ясно, что в этот вечер повторения не будет. Под Мура танцевать и прыгать не получится, его надо слушать. Возможно поэтому практически все сидячие места были заняты, а перед сценой расположился широкий вип-сектор. Танц-площадка начиналась параллельно началу второго сектора - треть зала отделяло стоячие места от сцены. Подобный идиотизм я наблюдал на концерте Дип Пёпл в 2004-м в этом же зале. Тогда Ян Гиллан понимая всю абсурдность ситуации, когда самые ярые поклонники находятся дальше все от сцены, спускался и, не замечая “випов”, шел с фанатам жать руки. Гари Мур до такого не опустился, в смысле простоял весь концерт на сцене и в зал не пошел.

В 20.00 - официальное время начала концерта - традиционно никто не был к этому началу готов. На сцену еще даже не вынесли гитары, половина зрителей еще не вошла в зал, хотя никаких проблем с давкой на входе в этот раз не было.

Еще смутило то, что атрибутика музыканта - футболки, банданы, диски, плакаты и прочее - в этот раз не продавалась. У меня уже стало традицией покупать концертные футболки исполнителей, на чьих концертах я бывал. Для меня это как сувенир на память о важном событии, которое вряд ли повторится. И тут такое разочарование. К сожалению, не последнее в этот вечер.

Начало концерта - предвкушение

Где-то в 20.26 зал погас и вместо пред-концертной музыки (Airobourne, Hendrix, AC\DC и пр.) включилась музыкальная заставка с бодренькой гитарной музыкой. Она отыграла несколько минут, после чего на сцену вышли музыканты аккомпанирующей группы, а последним сам маэстро. И сходу заставка перешла в Over the Hills and Far Away - прекрасный стадионный хит 1987-го года. Эту песню Мур планировал исполнить вместе с Филом Лайноттом в качестве вокалиста, но этому помешала смерть последнего. Но большая часть публики наверняка сказала себе что-то типа “вау! круто! но это же, типа, найтвиш?”. Правда, исполнение Мура заставило бы забыть про Найтвиш даже самого преданного поклонника финов - оно было блестящим. С трудом верилось, что 4 музыканта могут выдавать вживую такой мощный и красивый звук. Особенно у них нет ни громадных ударных установок, ни хаера по пояс, ни даже бородок. Я уже не прошу двойной бородки, как у Хиеталы, но простую бородку, которая отличает рокера от учителя истории можно было бы отрастить! Не тут-то было. Группа выбрала предельно аскетичный вид, который и вызывал такой диссонанс с шикарной музыкой, которую она играла.

Секрет в том, что музыканты, приехавшие с Муром далеко не новички. Тягаться с Гари в популярности они, конечно, не смогут, но в своем кругу, это очень известные личности. Клавишник и гитарист Нил Картер успел поиграть в UFO и с тем же Муром в 80-х. Он, кстати, является соавтором нескольких хитов Мура, включая шикарную Thunder Rising с альбома 1987-го года Wild Frontier. Не удивительно, что его вокальная партия в этой песне иногда выходила на первый план. Бассист Джонатан Нойс стал известен благодаря участию в составе легендарных Джетро Талл с 1995 по 2007 года. Это позволило ему неоднократно играть с такими мастерами как Рик Вейкман и Гари Мур (посмотрите шикарный концерт One Night in Dublin). И, наконец, барабанщик Даррин Муни - участник британской рок-группы Primal Scream - тоже был замечен ранее в творчестве Гари Мура.

Середина концерта - что-то не то

После такого вступления надо было закрепить у публики ощущение рок-праздника. Для этого в бой была брошена зажигательная Thunder rising. Песня была мне незнакома, но запоминающаяся мелодия вместе с шикарным исполнением сделали свое дело. Здесь чуть ли не на первый план выступил Нил Картер. Внешность у него была совсем не роковая: налысо бритая голова и строгий костюмчик делали его предельно субтильным. Но тем приятнее было смотреть как он выкладывается на сцене.

Публика вошла во вкус и ожидала продолжение праздника, а главное знакомые хиты. Всегда приятно слушать неизвестные вещи в ожидании знакомых мелодий, потому что никогда не знаешь когда знакомые звуки пронзят темноту зала. Концерт продолжился песней Military man - это тоже был неплохой рок, хотя и уступал предыдущим номерам в уровне. После этого прозвучали 2 новые песни: роковая Days of heroes в быстром темпе и медленная Where are you now?, которая гитарным соло еще раз напомнила, что впереди нас ждет хит всех времен и народов Still got the blues.

Где-то в этот момент у меня возникло нехорошее чувство, что блюза мы так и не услышим. Прошла уже почти половина концерта, а все песни были роковыми, и не похоже было, что тенденция изменится. Публика была со мной солидарна: особых эмоций песни не вызывали, только вежливое хлопанье в конце каждой песни давало знать, что музыканты играют не в пустом зале. Приблизительно в такой же обстановке прошли и следующие 4 песни. Сами по себе песни не плохие, и сейчас я с удовольствием их переслушиваю, вспоминая концерт. Но тогда была одна мысль “что за...?”. Оставалось только смириться с неизбежным, расслабиться и получать удовольствие от услышанного. Впрочем, мучением это назвать было нельзя, ведь исполнялись, в частности, очень красивые Empty rooms и Blood of emeralds.

Окончание - хиты на закуску

Где-то через час после начала концерта мы услышали то, за чем на концерт пришло 90% зрителей - Still got the blues. Публика заметно оживилась и даже стала подпевать. Ей на смену пришел еще один хит тех времен Walking by myself - здесь Мур уже специально делал паузы, чтобы зал подпевал. Народ пытался не упасть в грязь лицом, но общий расслабон сказался - было слышно только отдельные голоса. На этом концерт закончился. У меня была надежда, что остальные хиты мы услышим в исполнении на бис. Тем неприятнее было наблюдать как часть публики, включая “випов” с передних рядов, быстро покинула зал, не дожидаясь выхода на бис. Впрочем, в зале осталось достаточно много народу, чтобы вызвать музыкантов на бис. Хотя у меня возникла шутливая мысль, что им надо побыстрее возвращаться на сцену, а то народ весь разойдется.

Они вернулись и исполнили коронный номер Parisienne walkways. В этой композиции есть место, где Мур берет одну ноту и держит ее очень долго, доводя публику до экстаза. Посмотрите на каком-нибудь концерте Мура - это того стоит. Так вот в Харькове номер не прошел. Когда подошло время этой ноты, Мур сделал паузу, народ зашумел в ожидании, Мур взял ноту, подержал пару секунд, и тут она сорвалась. Все. Остаток песни дослушали и разошлись. Перед этим Мур еще успел представить музыкантов группы и попрощаться. После этого практически сразу включили фанеру, которая не давала шансов на второй бис. Впрочем, публика в этот вечер его и не заслуживала.

Итого

Нельзя сказать, что концерт был плохой. Виртуозная гитара и звонкий вокал 58-летнего Гари Мура вызывали восхищение. Материал был интересным и легким для восприятия. Само по себе выступление было отличным. Но дело в том, что на концерте не достаточно хорошего выступления музыкантов. Нужна еще и хорошая связь с залом. А в этот вечер ее не было. Публика была оставлена наедине со своими ожиданиями. В этом виноваты как музыканты, сформировавшие плей-лист без учета местных особенностей, так и организаторы, разделившие музыкантов и фанатов парой десятков метров. Мне кажется, что если бы вместо “The Best” на афишах было “The Greatest Rock Hits”, то все прошло бы гораздо лучше. А так получился отличный концерт для гурманов. Остальная публика может теперь хвалиться тем, что побывала на концерте Гари Мура.

Список исполненных песен

(В скобках указано название и год альбома, на котором песня была издана)

1. Over the hills and far away (Wild Frontier, 1987)
2. Thunder rising (Wild Frontier, 1987)
3. Military man (Run For Cover, 1985)
4. Days of heroes (новая песня)
5. Where are you now? (новая песня)
6. So far away (We Want Moore!, 1984)
7. Empty rooms (Run For Cover, 1985)
8. Wild one (новая песня)
9. Blood of emeralds (After the War, 1989)
10. Out in the fields (Run For Cover, 1985)
11. Still got the blues (Still Got The Blues, 1990)
12. Walking by myself (Still Got The Blues, 1990)

Бис

13. Parisienne walkways (Back on the Street, 1979)